Как вести и экономить семейный бюджет. Таблица расходов на месяц.

Обновлено:

Присоединяйтесь! Телеграмм-канал сайта Moi-IpoDom.ru — никакого спама, публикуются только полезные материалы.

В каждой компании/фирме обязательно ведется планирование и учет бюджета иначе не может быть и речи об успешной работе.

Но почему-то в своей жизни мало кто руководствуется теми же принципами. Единицы занимается планированием, учетом, ведением семейного бюджета.

В данной же заметке как раз и хочу поделиться своим опытом — как все организовать и какие есть нюансы.

Для чего нужно ведение и планирование семейного бюджета?

[divider top=»no» text=»вверх» style=»dashed» size=»2″][/divider]

зачем нужно копить деньгиРассмотрим простые примеры:

  1. зарплату еще не дали — денег уже нет
  2. хочется что-то купить — денег нет
  3. сломался холодильник — денег нет
  4. заболели зубы и нужно идти в частную клинику — денег опять нет

Думаю данные ситуации знакомы многим. Как раз для того, чтобы их избежать и нужно планировать семейный бюджет.

При этом важно понимать следующее:

  1. В любой момент может произойти какое-то событие, которое потребует дополнительных трат, но в кармане может не оказаться нужной суммы.
  2. Многие из происходящих в нашей жизни событий носят цикличный характер или имеют прогнозируемую дату наступления, соответственно, стоит запланировать и отложить на это деньги.
  3. Не нужно думать что придется себя обделять, ущемлять. Как раз наоборот, получается своего рода страховка от таких непредвиденных ситуаций.
  4. Без четкого плана зачем и для чего это делается не удастся получить результат.

Шаг №1 — Определитесь какие у вас источники доходов

[divider top=»no» text=»вверх» style=»dashed» size=»2″][/divider]

Первым делом ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие доходы носят постоянный характер, а какие периодический?
  2. Какой процент от общей сумы доходов составляет каждый отдельный источник?
  3. Какой источник доходов не пропадет без вашего участия?

Основной источник доходов в семье

[divider top=»no» text=»вверх» style=»dashed» size=»2″][/divider]

У большинства — это заработная плата.

Хотя ее и могут задержать, но все же легко прогнозируется, постоянно выплачивается. На ее основе нужно планировать.

Дополнительные источники дохода

[divider top=»no» text=»вверх» style=»dashed» size=»2″][/divider]

Проценты по депозитам, непостоянные заработки и т. п.

С процентами от депозита также все понятно, они стабильны, даже более чем зарплата, но как правило составляют меньшую часть бюджета, чем зарплата.

К примеру, чтобы получать хотя бы 20 000 рублей в месяц, при ставке в 10% годовых нужно чтобы на счете была сумма порядка 2 400 000 рублей!!! Далеко не у каждого есть такая сумма.

Кстати, получать 10% годовых легко и без депозитов, с помощью дебетовых карт.

Плюсы — деньги всегда можно снять без потери процентов, процентная ставка зачастую выше чем по вкладам многих банков. Сам пользуюсь дебетовой картой банка Тиньков, читайте мой отзыв.

Непостоянные доходы

[divider top=»no» text=»вверх» style=»dashed» size=»2″][/divider]

Лучше не учитывать, т.к. носят не постоянный, не прогнозируемый характер.

К примеру. Налоговый вычет большинство получают несколько лет. Планируют свои расходы исходя из поступления раз в год какой-то суммы, но рано или поздно это закончится и тогда придется урезать траты.

В данном случае лучше направить деньги на создание подушки безопасности или досрочного погашения ипотеки.

По данной ссылке подробная инструкция как заполнить декларацию 3 НДФЛ и получить имущественный вычет.

На перспективу развивайте те источники доходов, которые приносят деньги на автомате  или с наименьшими трудозатратами.

Шаг №2 — Как распределить семейный бюджет

[divider top=»no» text=»вверх» style=»dashed» size=»2″][/divider]

Первым делом берем постоянные доходы и отнимаем от них 5-10% — кому сколько комфортнее.

как создать цель для откладывания и накопления денег в интернет-банке Сбербанка

Это делается для того чтобы создавать запас на черный день. Чтобы в случае непредвиденных трат деньги было где взять.

Если не хватает дисциплины самостоятельно откладывать деньги, тогда используйте цели в Сбербанк-онлайн (как пример, у других банков также есть подобный инструмент).

Аргументы ПРОТИВ откладывания денег (заблуждения)

  1. денег совсем не остается, откладывать нечего, живу от зарплаты к зарплате
  2. откладываемая сумма слишком мала, толку от этого не будет
  3. инфляция все сожрет

Аргументы ЗА откладывание денег (реальность)

  1. Завтра вырастут платежи по комуналке на 5%. Что вы будите делать? Деньги найдутся или перестанете платить?
  2. Вдруг заболел зуб и срочно нужно лечение, а в запасах нет даже каких-то 2-3 тысяч рублей. Мелочь? Да. Но, порой, и такая мелочь может очень сильно пригодиться.
  3. Что лучше 0 рублей или 5000 рублей в кармане? Думаю, ответ очевиден, даже если через пару лет эти 5000 и станут меньше стоить, но они также будут лучше, чем ничего.

Разбиваем все расходы на категории

  • ведение семейного бюджета учет расходов и доходовобязательные расходы, которые нельзя уменьшить (ипотечные платежи, коммуналка, плата за обучение и т.п.)
  • обязательные расходы, которые можно уменьшить (питание, автомобиль и т.п.)
  • не обязательные расходы, от которых можно отказаться без особого ущерба (поход в спортзал, какие-то развлечения и т.п.)

Получаем группы расходов разбитые по приоритетам. Если расходы из третьей группы вполне можно пропустить, из второй – сократить, то с первой группой сделать что-либо сложно.

Соответственно, распределяем семейный бюджет на месяц исходя из полученных приоритетов:

  1. сначала выделяем деньги на первую группу
  2. затем на вторую
  3. если что-то остается, то выделяем на третью.

Вот таким образом, можно распределить семейный бюджет на месяц.

Доход – 20 000 рублей.

Откладываем 5% на черный день – это 1 000 рублей.

Оставшиеся 19 000 рублей делим по категориям.

Пусть коммуналка будет 4 000 рублей, 6 000 рублей питание, 1 500 рублей  идет на одежду, 1 500 рублей на проезд, 2 000 рублей на здоровье, 1 000 рублей на отдых, 1 000 рублей на хоз. товары, и еще 2 000 рублей распределите сами.

Также будет полезно прочитать статьюКак прожить на маленькую зарплату?

Но это еще не все.

Распределить деньги мало, нужно еще контролировать, как они расходуются. Это позволит в итоге сэкономить семейный бюджет.

3 совета как проще контролировать расходы:

  1. Составить в экселе файл со всеми доходами и расходами и ежедневно его заполнять (подборка программ и сервисов для ведения семейного бюджета).
  2. После того как на каждую категорию выделена определенная сумма денег, нужно поделить их на 4 недели. На более коротком интервале времени проще уследить, когда бюджет категории приближается к обозначенной границе и урезать расходы, чтобы не вылазить за рамки.
  3. Записывать расходы лучше всего каждый день и не рассчитывать на свою память.

Сразу предвижу возражение:

«Зачем записывать каждый день расходы, если и так уже распределили, куда и сколько будем тратить? И так помню!».

Пример из личного опыта

Хотя расходы однотипные, но бывает, что обленюсь и начинаю вспоминать в конце недели, сколько и куда потратил. В результате в категорию «не учтенные расходы»  (вношу сюда те расходы, которые не могу вспомнить куда потратил, чтобы не было неточностей) приходится записывать до 20% от выделенного бюджета других категорий.

20% — это значительное расхождение

И еще один момент, веду уже четвертый год учет расходов, поэтому знаю, сколько и когда потратил денег. Эта информация очень полезна, если хотите сэкономить деньги, т.к. становится точно видно, где можно уменьшить расходы или спрогнозировать траты.

Шаг №3 — Таблица семейного бюджета с расходами на месяц

[divider top=»no» text=»вверх» style=»dashed» size=»2″][/divider]

виды расходов в семейном бюджете

Удобно брать интервалы в неделю, месяц и год. Недельный и месячный интервалы позволяют контролировать текущие расходы, а годовой интервал позволяет учитывать непостоянные расходы (праздники, дни рождений, отпуск и т. п.).

2 принципа добавления категорий расходов:

  • есть расходы по которым хотим отследить – выделяем в отдельную категорию
  • хотим получить детальную информацию – делим категории на подкатегории

Ниже подробная таблицу расходов.

Питание

  • на работе
  • дома
  • другое — отдых на природе, праздники в гостях и т. п.
Данные под категории при желании стоит разбить еще более детально (овощи, мясо, напитки и т. п.) — это позволит оценить, какие продукты нужно в рационе уменьшить, а каких лучше бы добавить.
Платежи

  • свет
  • холодная вода
  • отопление
  • жку
  • интернет
  • телефон
Думаю тут все ясно. Теперь легко точно сказать на сколько выросла стоимость тех или иных услуг.
Кредиты

  • платежи
  • страховка
Проезд

  • общественный транспорт
  • такси
Автомобиль

  • топливо
  • ремонт
  • страховка
  • доп. инвентарь
  • платежи по кредиту
  • налог
Данная категория вынесена отдельно, т. к. составляет существенную часть. Такого рода записи покажут точно во сколько обходится содержание автомобиля, а по ссылке можете прикинуть примерно.
Покупки

  • одежда
  • обувь
  • бытовые приборы, техника, инструмент
  • хобби и увлечения
  • мебель
  • другое
Сюда не стоит включать большие категории, такие как автомобиль.
Хоз. Товары Всякая мелочь: лампочки, крючки, прищепки и т.п.
Гигиена Сюда следует вносить мыло, шампуни, мочалки и т.п.
Здоровье

  • врачи
  • лекарства
  • бассеин
  • баня
  • спорт
Большая категория за которой также стоит следить более внимательно.
Подарки

  • дни рождения
  • праздники
Разбить на под категории: имена людей, названия праздников.
Хобби Тут думаю тоже все понятно.
Отдых

  • кино, театры, музеи и т.д
  • забегаловки
  • другое
Отпуск

  • проезд
  • питание
  • покупки
  • жилье
  • развлечения
Вынес отдельно, т. к. это тоже достаточно объемная категория расходов которую полезно отслеживать. Например, в прошлом году вы ездили в Китай, записали все расходы. Если в этом году решите повторить поездку, то у вас уже будет какой-то ориентир.
Ремонт

  • работы
  • материалы
  • доставка
Также достаточно полезно записывать траты, чтобы в будущем легче было планировать такого рода работ. Вот например сколько мне стоил ремонт в однокомнатной квартире с черновой отделкой. Даже спустя несколько лет будет не сложно все пересчитать.
Обучение Также при необходимости разбить на подпункты.
Долги Сюда вносить данные когда занимаете кому-либо деньги.
Не учтенные Временами становится лень вести ежедневный учет расходов, поэтому неизбежны пробелы которые нужно куда-то списывать. Можно использовать такое решение.

Таблица с расходами составлена. Если какой-то категории нет, то добавляйте.

Шаг №4 — Создаем финансовую подушку безопасности

[divider top=»no» text=»вверх» style=»dashed» size=»2″][/divider]

Еще раз заострю ваше внимание на этих моментах.

Финансовая подушка безопасности — если денег про запас нет, то можно попасть в сложную ситуацию — это риск.

Поэтому первым делом 5-10% от зарплаты следует направлять на создание запаса, который позволит прожить без каких-либо источников доходов. Запас на пару месяцев позволит пережить увольнение, запас на пол года позволит пережить затянувшуюся болезнь.

Шаг №5 — Как экономить семейный бюджет

[divider top=»no» text=»вверх» style=»dashed» size=»2″][/divider]

Ознакомьтесь с парочкой статей посвященных экономии денег:

Если вы не ленились. Каждый день тратили по 5 минут своего времени и записывали все расходы, то примерно через 3-4 месяца сможете точно сказать на чем легко сэкономить.

Сразу скажу — некоторые расходы могут вас удивить. Вернее их размер.

К примеру, посмотрите сколько вы тратите на еду и какую именно. Думаю сразу станет понятно на чем и как можно сэкономить семейный бюджет.

Ищите запасной банк?

Не пропустите выгодную акцию от Тинькофф банка.

Рекомендую! Сам больше 8 лет клиент банка и очень доволен.

12 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии